Образование в Финляндии

Предлагаемый материал не является глубоким исследованием системы образования Финляндии и во многом носит субъективный характер, но он может быть интересен нашим работникам системы образования
(Материал получен из открытых источников)

Школьное образование в Финляндии уже не раз признавалось одним из лучших в мире. Но так было не всегда. Три десятилетия назад их система образования была просто-напросто отстающей и совершенно недостойной какого-либо внимания. Но финны решили изменить это, и у них получилось!

Последние десять лет Финляндия занимает лучшие места в рейтинге PISA
(Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Кто-то пытается и покритиковать финскую систему, но все попытки разбиваются о высокие результаты обучения финских школьников.
Это даёт надежду на то, что даже безнадёжную систему образования любой страны можно многократно улучшить. Было бы желание.

На какие принципы опирается финское обучение
1. Не заставлять, а мотивировать учиться
Итак, то, что больше всего удивляет представителей других стран — детей не заставляют учиться, а только лишь стараются мотивировать и стимулировать желание учиться. Финская школа считается даже чересчур расслабленной. Но финны рассуждают так: чтобы дети были эффективны в обучении, они не должны быть в напряжении. Ведь если ребёнок находится в стрессовом состоянии, все его силы уходят на борьбу со стрессом, а не на получение знаний.
2. Знания для жизни, а не для сдачи экзаменов
Основополагающим принципом также является и то, что детей не заставляют зубрить объёмную школьную программу, как это чаще всего бывает в других странах, в том числе и в России. Для финской школы гораздо важнее научить ребёнка использовать полученные знания в обычной жизни.
То есть, если в российских школах главное — это подготовить ребёнка к сдаче итогового ЕГЭ, то задача финнов — подготовить школяров к будущей реальной жизни после школы.
Как вышеописанный принцип отражается в обучении различным навыкам?
Возьмём чтение. В наших школах важно научится читать с определённой скоростью и чем быстрее, тем лучше. Также важно научиться понимать и пересказывать прочитанное. Финны же ставят во главе угла саму читательскую способность и как её можно использовать в обычной жизни. Им не важна скорость и умение пересказывать. Финнам важно научить ребёнка с помощью чтения находить и анализировать нужную информацию, которая им чем-то в жизни поможет.
С математикой у них та же история. Важно не зубрить формулы и теоремы, а уметь их применить, если нужно, в обычной жизни. То есть, в целом, их система имеет максимально практическое значение.
3. Учитель сам определяет, как она научит детей списку навыков
Теперь про учителей. Их труд в Суоми престижен и хорошо оплачивается. В учебной программе педагогов, конечно, есть определённый план, то есть некий список, чему они должны научить детей. Но! Никто не диктует им, КАК он будет это делать. Выбор инструментов всегда за учителем.
4. Особенности финских школ.
1) Нет линеек и праздника 1 сентября. Обучение начинается примерно в середине августа, и это не конкретная дата.
2) Дети могут сами выбирать, какие дополнительные предметы они хотели бы изучать.
3) Часто ученики обращаются к педагогу на "Ты".
5) Детей начальной школы в обязательном порядке между уроками отпускают гулять на свежий воздух — причём в любую погоду.
6) Школьной формы нет. Полная свобода самовыражения через внешность.
7) Питание в школах бесплатное.
8) Чаще всего на уроках ребята работают в группах, а не индивидуально. К доске не вызывают. Обстановка на уроке непринуждённая, дети спокойны и расслаблены. Никто не стесняется, так как для этого нет причин. Уроков на дом почти не задают, считается, что после уроков детям лучше погулять.
9) Списывать не принято вовсе. Да и нет у детей такого желания. Процесс организован так, что делать этого просто незачем. За плохую отметку ругать не будут.
10) Среди прочих школьных предметов есть и такой, на котором учитель рассказывает про различные профессии.

Какие достоинства школ Суоми считаются самыми важными?
1) Здесь нет элитных и плохих школ. Все одинаково хорошо оснащены и бесплатны.
2) Важность каждого предмета. Математика не главнее музыки. Все равны, важны и нужны.
3) Каждый ученик оценивается индивидуально, исходя из его способностей и возможностей.
4) Практичность.
5) Финские школы не «кошмарят» никакие проверки! Они заняты только тем, чем должны — обучающим процессом, а не подготовкой к проверкам какого-нибудь надзора и прочей бюрократией.
6) Равноправие. Нет плохих и хороших учеников. Сравнивать недопустимо